Губернский театр
Московский Губернский театр, построенный в 1986 году. Московский областной дом искусств «Кузьминки». Район Кузьминки, Юго-Восточный административный округ города Москвы.
Здание
Генеральский дом
Генеральский дом на Садовой-Кудринской улице. Среди жильцов дома были маршалы Советского Союза А.А. Гречко, А.И. Еременко, М.В. Захаров, Л.А. Говоров, Главный маршал артиллерии М.И. Неделин, военачальники С.М. Штеменко, В.И. Кузнецов, Н.Д. Псурцев, известный учёный, исследователь космоса А.А. Благонравов, хирург Н.Н. Еланский и другие. Центральный административный округ, Пресненский район.
Здание
Бывший доходный дом У.М. Сарухановой
Бывший доходный дом У.М. Сарухановой на Новинском бульваре. Был построен в 1912 году. Центральный административный округ, район Арбат.
Здание
Бывшая усадьба Корнеева — Шуберта
Бывшая усадьба Я.А. Корнеева — В.И. Шуберта на Садовой-Кудринской улице. Центральный административный округ, Пресненский район.
Здание
Мастерская З. Церетели
Музей творческая мастерская художника Зураба Церетели на Большой Грузинской улице. Бывший особняк Горбуновых.
Здание
Резиденция посла Германии
Резиденция посла Федеративной Республики Германия в Москве на Поварской улице. Бывший главный дом усадьбы Я.М. Шлосберга.
Здание
Посольство Танзании
Посольство Объединенной Республики Танзания в Москве на Большой Никитской улице. Бывший главный дом городской усадьбы Н.И. Позднякова – С.В. Волковой – В.Н. Грибова.
Здание
Собор Рождества Богородицы
Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Богородице-Рождественском женском монастыре. Собор был построен в 1501-1505 года. Центральный административный округ.
Здание
Церковь Иоанна Златоуста
Церковь Иоанна Златоуста в Богородице-Рождественском женском монастыре. Центральный административный округ.
Здание
Парадный вход с часами
Парадный вход с часами в здание комплекса Сандуновских бань на Неглинной улице. Само же здание было построено в 1895 году.
Часть здания
Здание комплекса Сандуновских бань
Парадное здание комплекса Сандуновских бань на Неглинной улице. Здание было построено в 1895 году.
Здание
ул. Петровка, 28, стр. 5-6
улица Петровка, дом 28, строения 5-6. Кельи Высоко-Петровского монастыря и палаты Нарышкиных.
Здание
Архитектурные элементы дома Е.А. Депре
Архитектурные элементы доходного жилого дома Е.А. Депре на Петровском бульваре.
Часть здания
Дом Константинопольского патриаршего подворья
Бывший жилой дом Константинопольского патриаршего подворья на Петровском бульваре, построенный в 1887-1892 годах.
Здание
ТЦ «Цветной»
Торговый центр «Цветной» на Цветном бульваре. Центральный административный округ.
Здание
Церковь Сергия и Германа Валаамских
Храм Преподобных Сергия и Германа Валаамских Московское подворье Валаамского монастыря.
Здание
БЦ «Маяковская плаза»
Бизнес-центр «Маяковская плаза» в Оружейном переулке. Центральный административный округ.
Здание
Торец концертного зала им. П.И. Чайковского
Торец концертного зала им. П.И. Чайковского со стороны Тверской улицы. Центральный административный округ.
Здание
Концертный зал им. П.И. Чайковского
Концертный зал им. П.И. Чайковского. Ранее на этом месте располагался театр «Буфф-миниатюр».
Здание
Арка в доме с балконами-нишами
Арка в доме с балконами-нишами в Малом Патриаршем переулке.
Часть здания
Виднеющийся БЦ «Маяковская плаза»
Виднеющийся бизнес-центр «Маяковская плаза» со стороны Садовой-Триумфальной улицы.
Здание
Эклектика – одно из направлений в архитектуре, представляющее собой сочетание разнородных стилевых элементов в одном сооружении. Эклектика может объединять в себе как родственные приёмы художественного выражения (например, римский тип храма с греческими колоннами), так и совершенно различные (например, мавританские орнаменты и готический шпиль). Их выбор зависит от периодов в истории зодчества.
Мода на эклектизм в архитектуре возникла в результате поисков художниками очередных свежих идей и средств их воплощения. Не знающее строгих правил направление давало волю творческой свободе. Заимствовав уже существующие технологии, смешивая старое и новое, мастера создавали необычные, но при этом легко узнаваемые образы. Такое использование конкретных «исторических» стилей в создании эклектических сооружений часто вызывало недовольство критиков. По мнению многих исследователей, эклектика в архитектуре дала толчок к появлению модерна, а чуть позже легла в основу современного эклектизма, основанного на ассоциативном образе, воспроизводимом дизайнером или заказчиком объекта.
В России эклектика утвердилась в середине XIX в., как прогрессивное течение, противопоставившее себя догмам античного зодчества и Возрождения. Развитие российского капитализма влекло за собой развитие всех областей деятельности человека, а том числе и архитектуры, которая чутко «реагировала» на происходящие вокруг перемены. Гражданское строительство вышло на первый план, а храмовое постепенно уступило свои позиции. Москва начала преображаться, удивляя жителей размерами зданий, этажностью и непривычным декором. Реконструируется исторический центр, появляются административные здания – банки, конторы, биржи. Со временем эклектику столицы стали классифицировать как:
- Русско-византийскую, сочетающую элементы древнерусской и византийской архитектуры (фасады Большого Кремлевского Дворца)
- Русского деревенского декора, использовавшего приёмы прикладного искусства (здание Московского политехнического музея на Новой площади)
- Историческую или перекликающуюся с архитектурными памятниками XVII века (Исторический музей на Красной площади)
Яркие представители московской эклектики
Рассматривая фотографии или гуляя по Москве, можно полюбоваться сохранившимися до наших дней зданиями, выполненными в духе эклектики. Среди наиболее известных образцов:
- Торгово-промышленная палата России (бывшая Московская биржа) в районе Китай-город
- Доходный дом Третьяковых на Кузнецком мосту
- Здания Музея изобразительных искусств имени Пушкина
- Здание Центрального банка на Неглинной улице
- Старое здание Московской городской думы из красного кирпича на площади Революции
- Здание нынешней штаб-квартиры нефтяной компании «Роснефть» на Софийской набережной Москвы-реки
- Особняк Лопатиной на Большой Никитской улице
- Здание ЦУМа
- Особняк Зинаиды Морозовой на улице Спиридоновка
Характерной особенностью застройки Москвы 1870—90-х гг. стало появление таких монументальных и представительных сооружений, нередко перегруженных причудливым или вычурным декором. Однако они довольно органично «вписались» в структуру города.