Ш. Энтузиастов, 20
Шоссе Энтузиастов, дом 20. Здание было построено в 1938 году. Район Лефортово, Юго-Восточный административный округ.
Здание
ТЦ «Мебель России»
Торговый центр «Мебель России» на шоссе Энтузиастов. Здание было построено в первой половине 1930-х годов. Ранее тут располагалась школа № 436. Район Перово, Восточный административный округ.
Здание
Шоссе Энтузиастов, 66/1
Шоссе Энтузиастов, 66/1. Дом был построен в 1938 году. Район Перово, Восточный административный округ.
Здание
Префектура Южного Административного Округа (ЮАО) г. Москвы
Префектура Южного Административного Округа (ЮАО) г. Москвы. Ранее - РК КПСС, РК ВЛКСМ и райисполком.
Здание
Постконструктивизм – стиль в советской архитектуре, появившийся в 1930-х годах, когда под влиянием существующей политической ситуации и ряда идеологических факторов происходил постепенный переход от конструктивизма к сталинскому ампиру. Пристрастия вождя изменились. Классика снова стала входить в моду. Внешний облик жилых домов и государственных учреждений стал меняться. Архитекторы, творившие в стиле постконструктивизма, стремились хоть немного преобразить простоту авангардной архитектуры 20-х годов. Появляется тенденция к декорированию фасадов с помощью дополнительных карнизов, длинных лоджий, строгих колонн и монументальных настенных изображений. При этом сохраняется наследие конструктивизма – использование грубых, ритмично повторяющихся форм, чистота линий, прямоугольные парапеты (ограждения) на крышах, сплошное остекление лестничных пролётов.
Новыми приёмами, формирующими архитектурный образ, помимо использования декоративных решений, становятся:
- углубления в сводах арок (кессоны)
- дополнительные массивные карнизы с находящимся над ними этажом-аттиком
- открытые обходные лоджии с колоннами на верхнем этаже
- колонны квадратного или прямоугольного сечения с новыми рисунками кронштейнов и капителей
- использование имитационной рустики (облицовка внешних стен плотно подогнанными один к другому камнями с неотёсанной передней стороной)
- настенные изображения в технике «сграффито» (одна из техник настенной живописи, формирующий объёмный рисунок или орнамент)
- сочетание ярких цветов с непременным белым.
- преобладание горизонтальных линий
Архитектурные образцы постконструктивизма в Москве
С 1933 по 1936-й год вся страна была застроена кинотеатрами, школами, домами культуры, больницами и клубами в несколько экстравагантном стиле. В Москве к таким сооружениям относятся:
- Военная академия им. Фрунзе 1932 г. – огромный монолит кубических форм с окнами-кессонами и квадратными декоративными врезками, украшенными рельефными изображениями серпа и молота. Ансамбль включает в себя куб-постамент для памятника-танка, являющийся частью сооружения, но при этом вынесенный отдельно.
- Электроподстанция Московского метрополитена 1934–1937 гг. – совершенно новые по форме колонны с воронкообразными капителями, напоминающими части электротехнического оборудования, а также множество полукруглых ниш, ряды круглых окон, балкон в виде антаблемента (с горизонтальной частью балочного перекрытия, лежащей на колоннах, пилястрах) и барельефы.
- Жилые дома на Шоссе энтузиастов – многоподъездные, вытянутые корпуса, объединённые в единые комплексы, с пилястрами на верхних этажах, балюстрадами балконов и карнизами дальнего выноса
- Пресненский Мосторг на улице Красная Пресня с очерчённым железобетонной рамой единым остеклённым эркером высотой в 3 этажа.
На старых фотографиях сохранились свидетельства того, что градостроители вновь начали заботиться не только об удобствах домов, но и о внешнем впечатлении, которое они производили на жителей. Самым простым и естественным средством стало придание типовым постройкам некоторой «нарядности» с помощью элементарных декоративных деталей, которые выделяли бы их на фоне сооружений предшествующих лет. Постконструктивизм уникален обилием экспериментальных решений, поэтому, несмотря на переходный характер стиля, его вклад в архитектурное наследие представляет ценность. По мнению некоторых искусствоведов, постконструктивизм можно считать советской версией ар-деко.