Храм Кирилла и Мефодия
На тот момент еще строящийся храм святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских в парке "Акведук". Был открыт 26 декабря 2021 года. Район Ростокино, Северо-Восточный административный округ.
Строительство и ремонт
Реконструкция соборной мечети
Масштабная реконструкция московской соборной мечети, ведущаяся с 2007 года. Мечеть была снова открыта 23 сентября 2015 года. Мещанский район, Центральный административный округ.
Сооружение
Большой собор Донской Богоматери
Большой ("Новый") собор Донской иконы Божией Матери Донского монастыря. Был построен в 1689 году. Донской район, Южный административный округ. Объект культурного наследия федерального значения.
Здание
Большой собор Донской Богоматери и Мощи
Большой ("Новый") собор Донской иконы Божией Матери Донского монастыря и мощи святого патриарха Тихона слева. Здание было построено в 1689 году. Донской район, Южный административный округ. Объект культурного наследия федерального значения.
Здание
Храм в честь иконы «Знамения» Божией Матери в Кунцеве
Храм в честь иконы «Знамения» Божией Матери в Кунцеве — православный храм. Район Фили-Давыдково, город Москва (Большая Филёвская улица, 65). Храм выстроен в редком для Москвы неовизантийском стиле в начале XX века. Имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Построен: 1913.
Здание
Георгиевская церковь
Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах. Подворье Патриарха Московского и всея Руси.
Комплекс зданий
Храм Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой общины поповцев Рогожского согласия (старообряд.)
Храм Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой общины поповцев Рогожского согласия (старообряд.). Кафедральный собор Русской Древлеправославной церкви.
Комплекс зданий
Вид с Водного стадиона на элитный жилой комплекс "Покровский берег"
Вид с Водного стадиона на элитный жилой комплекс "Покровский берег", находящийся через Химкинское водохранилище.
Комплекс зданий
Императорская площадь Московского Кремля
Императорская площадь Московского Кремля. Ныне - Дворцовая площадь.
Площадь
Считается, что византийский стиль впитал в себя всё лучшее, что было изобретено когда-то римлянами и греками. Заимствовав существующие приёмы и традиции античной архитектуры, зодчие того времени поставили перед собой задачу превзойти достижения древних мастеров, создав новые шедевры. Основными отличительными чертами византийского стиля являются монументальность и сложность конструкций. Кроме этого, можно выделить следующие особенности архитектурного облика сооружений:
- Использование цилиндрического барабана, как промежуточной вставки между куполом и стенами
- Использование кирпичей и природного камня в качестве строительного материала
- Использование аркад на высоких колоннах, которые переходят в капители, украшенные акантовыми листьями и животными
- Обилие арочно-сводчатых перекрытий
Византийский стиль тяготел к пышности, богатству, изобилию украшений. Для отделки помещений использовались глазурованная плитка, слоновая кость, золото, серебро, мрамор, полудрагоценные камни, цветное стекло. Стены и потолок декорировались богатыми мозаичными панно из кусочков смальты. Древние мастера предпочитали вставлять элементы мозаики в своды арок или во внутреннюю поверхность куполов. Часто мозаику наносили на изогнутые стеновые поверхности. Широко применялась разнообразная мраморная облицовка. Полы покрывали мраморными плитами, образовывавшими геометрические узоры. Нижнюю часть стен облицовывали тонкими пластинами разноцветного мрамора, чередующимися с блоками мрамора иного цвета, плоскими или резными. Иногда применялись вставные резные панели, на которых в технике барельефа изображались стилизованные растительные узоры. Двери часто делали из бронзы, украшая их накладными рельефами, орнаментальными розетками и бордюрами, которые создавали ощущение массивности и тяжести.
Опыт и строительные принципы Византии охотно заимствовали в Европе и Азии. Византийский стиль нашёл применение и в российской храмовой культуре. Появилось отдельное направление – русско-византийский стиль. На территории России возводилось множество церквей, соответствующих конструктивным решениям византийского зодчества. Например, центральный купол подобных сооружений имел приземистую форму и располагался на широком низком барабане. При этом он был значительно больше прочих. Остальные же купола традиционно выступали за пределы постройки лишь частично. Внутреннее помещение состояло из единого церковного зала, и было лишено каких-либо стен и перегородок. Русские архитекторы также переняли византийскую традицию украшать плоские поверхности стен горизонтальными полосатыми узорами – широкие полосы тёмно-красной кирпичной кладки чередовались с узкими полосами жёлто-серого кирпича.
Открыв путеводитель любого из российских городов, можно увидеть фото исторических памятников, выполненных в византийском стиле. Это великолепный Софийский собор в Новгороде, Спасо-Преображенский храм в Чернигове, церковь Спаса на Нередице, Троицкая церковь в Печерском монастыре.
Яркие примеры архитектурного направления в Москве
Лучшие образцы «византийской стилистики» в Москве представлены:
- Храмом в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле
- Храмом-усыпальницей Первушиных в Донском монастыре
- Церковью Живоначальной Троицы в Орехове-Борисове
- Церковью Казанской иконы Божией Матери на Калужской площади
- Церковью Николая Чудотворца при доме бесплатных квартир им. братьев Бахрушиных на Софийской набережной