Дом-музей Ф.И. Шаляпина
Дом-музей Федора Ивановича Шаляпина на Новинском бульваре. Центральный административный округ, Пресненский район.
Здание
Бывший особняк А.Д. Черткова
Бывший особняк А.Д. Черткова. Объект культурного наследия федерального значения.
Здание
Стиль рококо появился во Франции в первой половине XVIII века. Критики того времени называли его «испорченным» и «вычурным». Рококо стал отражением светской культуры королевского двора и образа мыслей французской аристократии, стремившейся создать собственный идиллический мир, полный чувственных наслаждений и утончённости. Основное внимание уделялось эротическим и мифологическим сюжетам в украшении комнат и фасадов зданий. В отличие от барокко, новый архитектурный стиль теряет масштабность, практически полностью переключаясь на интересы человека с изысканным вкусом. Сооружения становятся более «лёгкими». В фасадах зданий отсутствуют ордера. Колонны выполняют только эстетические функции. Их размеры заметно меняются – они становятся уже и меньше. Однако декора в них намного больше, чем при барокко. Очень часто вместо полуколонн и пилястр используются украшения в виде лепного ленточного переплетения или рельефных орнаментов, составленных из многочисленных завитков, гирлянд, фестонов. По краю крыш возводят балюстрады с фигурными балясинами, постаментами с вазами или статуями. Оконные и дверные проёмы окантовываются барельефами или причудливыми лепными узорами в виде листьев растений и цветов.
Основной мотив рококо – рокайль (изображение стилизованной ракушки). Он присутствует в обрамлении зеркал и мебели, декоре стен, потолков, плафонов. Модной становится имитация объёмных форм. Нарисованные на плоских поверхностях изображения выполнялись настолько точно, что их можно было принять за настоящие скульптуры. Стены королевских дворцов и особняков знати украшали живописными пейзажами. Большой популярностью пользовались виды Италии, особенно Венеции, выполненные очень реалистично. Являясь продолжением барокко и переняв у него плавность линий, стиль рококо заменил его монументальность, напыщенность и «парадность» тонкостью и изяществом форм. Это относилось и к цветовой палитре. Основные оттенки стиля рококо – нежные, светлые, пастельные тона: розовый, салатовый, голубой, белый и золотой.
Примеры рококо в России
Французские вкусы укоренились в России во времена правления императрицы Елизаветы Петровны (1741—1761 гг.), благодаря её европейскому воспитанию. В Петербурге, Петергофе и Царском Селе развернулись строительные работы под руководством иностранных архитекторов. К сожалению, мода на стиль быстро прошла. Русский рококо просуществовал непродолжительное время, оставив после себя малое количество архитектурных произведений. Большая часть этих великолепных памятников находится в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Полюбоваться творениями известных мастеров можно на размещённых в Интернете фотографиях. Например, Китайским дворцом и павильоном Катальная горка в Ораниенбауме.
Московский рококо
Москва в XVIII веке застраивалась менее активно, поэтому постройки в этом стиле найти здесь довольно трудно. В духе рококо выполнен павильон «Грот» в усадьбе Кусково, величественный Дворец Апраксиных на Покровке (его в шутку называют «московский зимний дворец в миниатюре»), чудесный храм великомученицы Екатерины на Всполье.