Главное здание Института физических проблем РАН
Главное здание Института физических проблем им. П.Л. Капицы Российской академии наук. Было построено в 1935 году. Гагаринский район, Юго-Западный административный округ. Объект культурного наследия регионального значения.
Здание
Театр на Суворовской площади
Центральный академический театр Российской армии на Суворовской площади. Здание было построено в 1934–1940 годах. Тверской район, Центральный административный округ. Объект культурного наследия регионального значения.
Здание
Театр Российской армии
Центральный академический театр Российской армии. Здание было построено в 1934–1940 годах. Тверской район, Центральный административный округ. Объект культурного наследия регионального значения.
Здание
Вход в театр Российской Армии
Главный вход в центральный академический театр Российской армии. Здание было построено в 1934–1940 годах. Тверской район, Центральный административный округ. Объект культурного наследия регионального значения.
Здание
Павильон №32 "Космос" (ранее - "Механизация")
Павильон №32 "Космос" (ранее - "Механизация"), построенный в 1939 году.
Здание
Павильон "Охота и охотничье хозяйство"
Павильон "Охота и охотничье хозяйство", сгоревший в 2005 году.
Здание
Ар-деко – стилевое течение, которое принято считать «золотой серединой» между роскошью и функциональностью. Архитектурные решения в стиле ар-деко воплощают в себе лучшие черты модерна, неоклассицизма и конструктивизма. Сформировавшись в 1920-х годах как новое направление в искусстве, ар-деко стал своеобразным ответом на бедствия Первой мировой войны. Его элементы создавали иллюзию шика и благополучия.
Для ар-деко характерны:
- простые геометрические формы с подчёркнутыми вертикалями и горизонталями
- богатые орнаменты, геометрические узоры в сочетании с ломаными линиями и цветочными мотивами
- приглушённая цветовая гамма в различных комбинациях с пёстрыми вставками
- гранёная скульптура, горельефы
- железные украшения в виде стилизованных эмблем
- прямоугольные окна с большими поверхностями стекол, обычно украшенные декоративными решётками и орнаментированными фигурками животных и растений
- обилие металла, бетона, зеркальных стёкол, полудрагоценных камней, бронзы, мрамора
В Советском Союзе архитектурные проекты ар-деко в классическом виде не получили особого распространения, так как ассоциировались у руководства страны с капиталистическими «буржуазными» излишествами. Яркость и пышность нового художественного направления не соответствовали принципам советской идеологии, поэтому развитие ар-деко в России шло по собственному пути. Плоды творчества советских архитекторов, перенимавших приёмы западного ар-деко и ненавязчиво подстраивавших их под собственную действительность, не были такими богатыми и сверкающими, как в Европе или Америке, однако они прославляли технические достижения, обращаясь к экзотическим мотивам и абстракциям. Новый стиль сильно повлиял на сталинскую архитектуру. Он являлся своеобразным инструментом манипуляции массовым сознанием. Созданные в СССР монументальные композиции превратились в скульптурные пьедесталы, которые увенчивались символами советской власти – пятиконечными звездами и государственными гербами. Среди выполненных в этом ключе сооружений – легендарные семь сестёр-высоток (фотографии фрагментов этих грандиозных сооружений с некоторых ракурсов очень напоминают довоенные манхэттенские небоскрёбы), здание Российской государственной библиотеки (смелые геометрические формы в сочетании с симметичными узорами, скульптурой и дорогой отделкой), станции метро «Кропоткинская», «Маяковская», «Аэропорт», так и нереализованный проект Дворца Советов.
Ещё несколько примеров ар-деко в Москве:
- Здание ВЦСПС на Ленинском проспекте
- Центральный Дом архитектора в Гранатном переулке
- Северный речной вокзал на Ленинградском шоссе
- Павильон «Белоруссия» на ВДНХ
- Фонтаны «Дружба народов», «Каменный цветок», «Колос» на ВДНХ»